Когда Япония выходила из Второй мировой войны, Акира Куросава вступал на свой режиссерский путь. И это вряд ли было совпадением: несмотря на то, что он заявил о себе как о многообещающем и популярном ремесленнике в студиях Тохо еще во время войны, позже Куросава сказал, что не мог себя выразить как художник до тех пор, пока цензурные ограничения той поры не были сняты, и он смог сделать предметом своего интереса новую, реальную Японию без прикрас. Опустошенная людскими и материальными потерями войны и столкнувшись с экономическим крахом и широко распространившейся бездомностью, а теперь еще и оккупированная союзниками, Япония стала холстом, на котором этот живописец оставит свой заметный кинослед.
Для Куросавы социальный долг и визуальное искусство всегда шли рука об руку. Этот особый период его карьеры, сразу после войны до середины пятидесятых, будет отмечен большим интересом к неотложным проблемам современной японской жизни. От фильма 1946 года "Не сожалею о своей юности" /Waga seishun ni kuinashi/ до фильма "Я живу в страхе" /Ikimono no kiroku / 1955-го, Куросава стал международной сенсацией, все время создавая массу произведений, непосредственно или метафорически рассказывавших о борьбе его сограждан, будь то борьба за независимость страны, за свои права или просто за лучшую жизнь.
Все фильмы военного периода Куросавы подвергались цензуре независимо от содержания. Начиная от таких личных проектов Куросавы, как его мастерский дебют, "Гений дзюдо" /Sanshiro Sugata/ (1943), классической героической драмы отношений учителя и ученика, до заказного материала, как откровенно пропагандистский фильм "Самые красивые" /Ichiban utsukushiku/ (1944), о женщинах, помогающих военным в борьбе с врагом.
Источник: www.arthouse.ru