Какой кинотеатр Вы предпочитаете?
«35мм»
«Иллюзион»
«Мир искусства»
«АРТкино»
Ролан
Другой

Что такое арт-хаус и кому он нужен?

Гении французской новой волны режиссеры Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Эрик Ромер еще в бытность свою молодыми рассерженными критиками в киножурнале «Кайе дю Синема» (Les Cahiers du cinema) изобрели термин «авторское кино». Их очень интересовала индивидуальность авторского почерка. Причем те, к кому они применили этот термин, и думать об этом не думали. Один из главных персонажей был Альфред Хичкок, который делал высочайшего класса жанровую продукцию и попутно решал разнообразные задачи, экспериментируя с формой. Классический вариант — «Окно во двор». А что будет, если жестко ограничить движение камеры? А что будет, если детективную историю полнометражного фильма сложить из восьми кадров, как в «Веревке»? Действительно, его мир абсолютно индивидуален, но он же об этом не задумывается. Он же об этом не говорит: «Сделаю я эдакое высокохудожественное. Или, наоборот, сделаю я нечто суперкассовое».

На днях в мемуарах Сергея Соловьева нашел: Тарковскому незадолго до отъезда хочется, как по Достоевскому, переступить через себя и сделать фильм «с соплями», но такой, чтобы публика ломилась. Тарковский — элитарнейший режиссер! Не просто типичный представитель авторского кино, а человек, который действительно осознает себя именно работающим в этом пространстве. Вдруг оказывается, что и у него желание расширить аудиторию появляется, но, может, потому это желание и не реализуется, что гений и талант — вещи разные. Такие художники обречены, если угодно, быть элитарными, потому что они не способны внятно рассказать традиционную историю о том, кто куда пошел и что из этого вышло. И все это компенсируется уже другими, скажем так, органами творения. И получается гениально — как «Рублев» и «Зеркало», как «Тени забытых предков» Параджанова. Но это совсем другое кино.

Создатель понимает, что нацелен на философское высказывание, ему необходим диалог. Условие нормального движения кинопроцесса — это диалог художника-изобретателя и художника-приобретателя. Я люблю цитировать это деление Велимира Хлебникова. Искусству необходимы и те и другие. Находки изобретателей имеют смысл только тогда, когда они входят в язык массовой аудитории. Вот почему нынешнее понятие «арт-хаус» вызывает у меня глубокое недоверие — потому что и мейнстрим, чисто коммерческая продукция, и арт-хаусная продукция закупорены друг в друге. Они друг от друга презрительно отворачиваются. Или же арт-хаус в своей постмодернистской версии что-то издевательски цитирует.

Как было у нас в начале 1990?х: 400 производственных единиц, а процесса нет, потому что ничего друг с другом не соотносится. Каждый не имеет в виду никого вокруг себя. Но кино существует, может, неосознанно, но ощущая перекличку со всем, что делается вокруг. Настоящее произведение искусства только так и создается.

Источник: infox.ru






Пишите нам: admin@votetokino.ru