В четверг, 18 августа, в возрасте 92 года в Риме скончался самый скандальный документалист 1960-х Гуальтьеро Якопетти.
Какой образ оставил после себя этот режиссер? Циника, вуайериста, расиста, фальсификатора и даже пособника убийц? Несмотря на то, что суд Италии снял с него обвинения в том, что он подряжал белых наемников эффектно расстреливать с вертолета в Конго аборигенов во время съемок фильма «Прощай, Африка» (1966 год), осадок остался все равно. Или горького сатирика, просветителя, который ткнул человечество лицом в зеркало, показавшее его дикарский облик? И то и другое. Якопетти заслужил звание самого двусмысленного режиссера 1960-х, показав тонкую грань между порнографией и морализмом, наглой манипуляцией и свидетельством.
Якопетти является основоположником направления шокументалистики или mondo film. Данное направление переросло в мифические snuff movies, всевозможные "Лики смерти", порно с якобы реальными убийствами и изнасилованиями, телевизионные realities shows и творчество таких анархистов, как Джон Уотерс и Расс Мейер.
Режиссер не видел разницы между бывшим эсэсовцем Конго-Мюллером, чьи солдаты поражали мечом и огнем восставшую Африку, и великим Ивом Клейном, который для своих картин использовал обнаженных натурщиц. Он не говорил о деградации общества, а о низменности природы людоеда.
Якопетти был похоронен рядом с Белиндой Ли, своей любовнице. Ли погибла в возрасте 25 лет в Калифорнии в 1961 году в автомобильной аварии. Тогда Якопетти, сидевший сзади, отделался травмами.