Какой кинотеатр Вы предпочитаете?
«35мм»
«Иллюзион»
«Мир искусства»
«АРТкино»
Ролан
Другой

Арт-хаус в России: прошлое, настоящее, будущее

Арт-хаус в России приобретает все большую популярность. Кустурица, Джармуш, Ким-Ки-Дук, Ларс фон Триер - уже не пароли к секретной двери, ведущей в общество эстетствующих интеллектуалов. Просто качественное кино, к которому быстро привыкаешь. Лучшее, которое уже позволяет себе выбрать российский зритель. Зарубежный арт-хаус в России прижился и показал, что его здесь ждали. Заждались, откровенно говоря. Сметают со стендов «Другое Кино» и караулят новинки. Вот только наш ответ Западу и Востоку до сих пор откладывается.

История

Тема арт-хауса для отечественного кинопроизводства становится наболевшей. Советский период прошел под узнаваемые всей страной кадры комедий Леонида Гайдая, гулкий постсоветский - под заглавную песню «Бандитского Петербурга» и десятков подобных преступно-романтических саг. В общий поток попадали то «Асса», то «Игла». Андеграунд был в восторге, случайный зритель - в культурном шоке.

Когда Тарковский преподнес бесценный подарок нашему кинематографу, фильм «Сталкер», все прогрессивные умы заговорили об арт-хаусе. Казалось бы, впереди большое будущее. Но после фамилий Тарковского и, пожалуй, Сокурова с чистой совестью можно поставить точку. Список режиссеров, взглянувших на привычное искусство с другой стороны, завершен.

День сегодняшний

В Петербурге ежегодно проходят фестивали арт-хаус кино «Чистые грезы». Создал его в 1998 году актер Александр Баширов («Асса», «Игла», «Даун-Хаус», «Мама, не горюй», «Хрусталев, машину!»), который по сей день остается лицом российского кино-андеграунда. Девиз фестиваля - «даешь свободу взглядов», атмосфера - агрессивно-скандальное требование независимости.

Это мероприятие максимально полно и оперативно отражает положение вещей на сегодняшний день. Предоставленные на конкурс фильмы - гремучая смесь из всех сложившихся стереотипов об арт-хаусе. Малобюджетные, непрофессиональные, эпатажные и незрело-нигилистские. Воспевающие пороки, в который раз низвергающие пушкиных с корабля современности, заплевывающие американским матом нравственные ценности.

Арт-хаус в России - малобюджетное кино, в которое не верят ни авторы, ни зрители. Деньги не вкладываются, потому что их сложно будет отработать. Отсутствие достойного финансирования заставляет гордо поднимать подбородок и объявлять малобюджетность принципиальной позицией. Так проще.

Перспективы

Между тем перспективы у российского арт-хауса феноменальные. Поле деятельности безгранично, возможности неисчерпаемы, конкуренция минимальна, а популярность со временем обязательно придет. Тем более подрастающему поколению режиссеров есть, у кого поучиться. Главное действовать. А российские реалии - без цинизма будет сказано - могут поставлять идеи для картин оптом.

Источник: www.nashfilm.ru






Пишите нам: admin@votetokino.ru